Детский невроз (неврастения) – реакция ребёнка на острую или хроническую (продолжительную), а также внезапную психологическую травму или ситуацию.
Проявляется невроз у каждого конкретного ребенка по-разному, в зависимости от возраста, характера травмирующей психологической ситуации, а также от эмоционального склада ребёнка. Ребенок, имеющий невроз, может грызть ногти или карандаши с ручками, сосать палец или губу, теребить или даже выдергивать волосы, заикаться и иметь другие патологические проявления в своем поведении.
Развитие детского невроза зависит от наличия неблагоприятного фона и/или провоцирующих факторов.
Обстоятельства, формирующие неблагоприятный фон, могут иметь физиологический или психологический характер.
К физиологическим обстоятельствам относятся: заболевания матери в период беременности, гипоксия головного мозга (ППЦНС) и другие осложнения в родах, а также последствия полученных ребенком травм и перенесенных им заболеваний.
К психологическим обстоятельствам относятся отношение к ребенку в семье и способ его воспитания: неприятие ребенка (нежелание родителей заниматься ребенком, игнорирование его просьб и желаний), гиперопека (лишение самостоятельности, нежелание строить партнерские отношения, выполнение действий за ребенка), авторитарность в семье (жесткие требования абсолютного подчинения взрослым, отсутствие возможности высказывать и иметь свое мнение, постоянное принятие всех решений за ребенка), вседозволенность (полное лишение ребенка контроля и помощи со стороны родителей, отсутствие правил, границ, любых норм и порядка в семье), запугивание (угрозы отдать в милицию, оставить на улице).
Провоцирующие факторы делятся на две категории: кратковременные и хронические.
К кратковременным провоцирующим факторам относятся: чрезмерная физическая или эмоциональная нагрузка, внезапный испуг.
К хроническим провоцирующим факторам относятся: резкие изменения привычного образа жизни (смена места жительства), новый коллектив (детский сад, школа), семейные изменения (развод родителей, появление отчима или мачехи, рождение второго или появление приемного ребенка).
В своей ежедневной практике мы выяснили, что, в подавляющем большинстве случаев, детский невроз развивается на фоне нарушенного мозгового кровотока и при наличии внутричерепного давления. В условиях дефицита кислорода головной мозг ребенка патологическим образом реагирует на эмоциональные и психические нагрузки. Здоровая нервная система устойчива к любым факторам, адаптация ребенка к новым условиям проходит гладко и без последствий. Ребенок, имеющий хроническую гипоксию головного мозга, с трудом переживает обычные жизненные ситуации, а при возникновении серьезной проблемы, имеет место психологический срыв и появляются стойкие проявления детского невроза.
В конечном итоге решающее значение имеет не один из вышеперечисленных факторов, а их комбинация.
В современной психологии принято выделять следующие виды невроза: невроз навязчивых состояний или движений, неврастения, истерия. Виды невроза различны по своим клиническим проявлениям.
Невроз навязчивых состояний или навязчивых движений возникает в результате внутреннего конфликта, когда маленькая личность сталкивается с противоречием своих личностных правил и требований окружающей действительности. Он проявляется такими признаками, как неуверенность в себе, нерешительность, мнительность, боязливость. Иногда у кого-либо из родителей в детстве также отмечались черты тревожной мнительности. Дети с раннего возраста боятся всего нового, одиночества, темноты. Навязчивые движения чаще всего проявляются морганием, нахмуриванием лба, гримасничаньем, покусыванием губы, подергиванием головой, рукой или ногой, сопением носом, покашливанием и др. Нервный тик, в отличие от других видов навязчивых движений не осознается ребенком.
При неврастении ребенок становится раздражительным, плаксивым, по малейшему поводу дает аффективные бурные вспышки с последующим раскаянием. Поведение характеризуется то вялостью и пассивностью, то двигательным беспокойством. Настроение часто меняется, иногда бывают эпизоды депрессии. Отмечаются повышенная утомляемость, невнимательность, понижение работоспособности. Очень характерна головная боль при утомлении, психическом напряжении, редко это наблюдается по утрам. Головная боль может быть постоянной, сжимающей. Часто нарушается сон. Обычно затруднено засыпание, сон поверхностный, с кошмарными сновидениями, частым пробуждением. Довольно нередко при неврастении отмечаются ночные страхи, обычно связанные с дневными переживаниями, с резкими вегетативными проявлениями – сердцебиение, дрожание, покраснение или побледнение лица и др. Неврастения - завышенные требования личности к себе на фоне привычной окружающей обстановки, несоразмерные индивидуальным возможностям.
Для истерии характерны следующие симптомы: повышенная чувствительность и впечатлительность, внушаемость и самовнушаемость, неустойчивость настроения, эгоизм и эгоцентризм, типично выраженное противоречие между окружающими обстоятельствами и желаниями личности, которые значительно превышают возможности окружающей психологической среды.
Вовремя не распознанный и не леченный невроз у маленького ребенка перерастает в невротическое состояние в подростковом возрасте, и в конечном итоге является причиной необратимых изменений психологического склада взрослой личности.
Главным средством является психотерапия и индивидуальная работа с семейным психологом или педагогом-психологом. В психотерапии выделяют следующие направления: изучение психологического климата в семье (групповая и индивидуальная терапия) и его коррекция; ролевые игры с ребенком, в процессе которых он учится преодолевать сложные ситуации; арттерапия и составление психологического портрета по рисункам малыша; песочная терапия; аутогенная тренировка (внушение) используются преимущественно у подростков.
Медикаментозные препараты в лечении неврозов имеют второстепенное значение. Используются успокаивающие препараты на растительной основе, поливитаминные комплексы, средства, улучшающие мозговой кровоток.
Методы физиотерапии: электросон, подводный массаж, кислородные или хвойные ванны.
Наше лечение детского невроза предполагает комплексный подход, сочетающий медицинскую и психологическую помощь.
Для устранения гипоксии головного мозга мы применяем собственный запатентованный метод восстановления мозгового кровотока (Патент № 2587960) в сочетании с приёмом нутрицевтиков, в том числе аминокислот, сеансами остеопатии и рефлексотерапии. В ряде случаев проводится курс психокоррекции.
В течение 1 – 2 месяцев нормализуется работа нервной системы и ребенок становится эмоционально стабильным, исчезает тревога, патологические проявления, проходит заикание, он не теребит волосы, губы, уши, перестает грызть ногти, ручки, карандаши во время письма и т.д.
Стоимость лечения в нашем центре рассчитывается индивидуально, в зависимости от степени тяжести заболевания, его давности и наличия осложнений.
Каждому пациенту назначается комплексное последовательное лечение в виде курса индивидуально подобранных процедур.
В лечебный курс, помимо процедур, входит бесплатный контрольный приём.
Первичный и повторный приёмы, а также назначаемые врачом препараты оплачиваются отдельно.
При единовременной оплате лечебного курса предоставляется скидка 10 %.
Лечение детского невроза в нашем центре начинается с приёма невролога. Первичный приём проводит кандидат медицинских наук, главный врач медицинского центра «Динамика» Людмила Ивановна Мажейко.
Невролог на приёме выяснит все обстоятельства, которые могли привести к формированию детского невроза (информация о протекании беременности и родов, о перенесенных операциях или травмах шеи и головы в первые годы жизни ребенка), при необходимости назначит дополнительные обследования (УЗДГ сосудов головного мозга, ЭЭГ, рентген или МРТ шейного отдела позвоночника и черепа), установит диагноз и разработает индивидуальный план лечения.
Приём невролога осуществляется по предварительной записи. Для записи на приём необходимо позвонить нам в рабочее время по телефону +7 (343) 266-79-01.
Позволяет определить вероятную причину детского невроза